Новости 17.10.2014

КоллективыДистанционное обучениеИнновацииЭкспериментМузейПроектыПартнерствоРезультатыБезопасностьКонтакты

Новости

17.10.2014. Автономная некоммерческая организация «Группа реализации проектов «Информэкспертиза» совместно с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт (государственный университет)» 16-17 октября 2014 г. на базе инновационного территориального кластера «Физтех – XXI» МФТИ провели межрегиональный семинар по обсуждению развития техносферы дополнительного образования детей, как одной из ключевых составляющих профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий, современного промышленного производства.

Межрегиональный семинар проводился по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта «Внедрение моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности на основе повышения квалификации тьюторов стажировочных площадок и специалистов для обеспечения функционирования центров открытых инноваций в рамках региональных систем дополнительного образования детей».

В семинаре приняли участие 82 человека из 20 субъектов Российской Федерации, включая:

• представителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

• представителей организаций, реализующих программы дополнительного образования детей;

• представителей участников инновационных территориальных кластеров, центров молодежного инновационного творчества, стажировочных площадок и молодежных центров.

В рамках межрегионального семинара обсуждались вопросы:

• взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности, с организациями, входящими в состав участников инновационных территориальных кластеров;

• формирования и внедрения устойчивых моделей инновационного развития образовательных организаций системы дополнительного образования детей, включая концепцию создания центров открытых инноваций в контексте специфики региональных систем дополнительного образования детей;

• развитие техносферы системы дополнительного образования детей.

С докладом об организации исследовательской, инженерной, технической деятельности и конструкторской направленности в региональной системе дополнительного образования детей субъектов Российской Федерации выступили:

Щербаков Юрий Константинович, ГБОУ «Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества»;

Ломоносов Антон Владимирович, начальник управления научно-технического творчества учащихся Федерального центра технического творчества ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»;

Талова Татьяна Михайловна, директор МОУ ДОД «Детско-юношеский центр «ЛАД», Ярославская область;

Колебакина Елена Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДОД «Центр юношеского научно-технического творчества», Архангельская область.

Опыт деятельности инновационных территориальных кластеров в сфере образования, взаимодействия с образовательными организациями, в том числе реализующими программы дополнительного образования детей, осветили Воронов Артем Анатольевич, проректор по учебной работе и довузовской подготовке ФГОУ ВПО МФТИ (координатор инновационного территориального кластера «ФИЗТЕХ XXI» г. Долгопрудный) и Овсянникова Екатерина Леонидовна, директор центра технологической поддержки образования ФГОУ ВПО МФТИ "Клуб физтех-Лэнд".

В рамках семинара концепцию создания и модели деятельности центров открытых инноваций в региональной системе дополнительного образования детей представили Кашицин Владимир Петрович, заместитель генерального директора АНО ГРП «Информэкспертиза», эксперт проекта, и Чернояров Алексей Валерьевич, руководитель направления АНО ГРП «Информэкспертиза».

Ректор Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Институт развития образования», заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Золотарева Ангелина Викторовна выступила с докладом о концепции развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности как механизма социализации детей в рамках региональных систем дополнительного образования детей.

О повышении квалификации тьюторов стажировочных площадок по вопросам обеспечения деятельности центров открытых инноваций в региональной системе дополнительного образования детей рассказала Логинова Лариса Геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ АПК и ППРО, эксперт проекта. На семинаре была представлена модульная программа повышения квалификации специалистов в области дополнительного образования детей по вопросам создания условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ, направленных на формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся.

В рамках работы секций семинара участники обсудили концепцию создания центров открытых инноваций в региональной системе дополнительного образования детей в контексте развития техносферы дополнительного образования детей и выявили ряд проблем:

1.  Существующие ограничения со стороны законодательства (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации") прямого взаимодействия между производственными и образовательными организациями в рамках обучения детей в рамках реализации программ дополнительного образования технической направленности;

2.  Недостаточное финансирование и субсидирование со стороны государственных и региональных органов управления деятельности системы дополнительного образования детей, низкий уровень оплаты труда педагогов по сравнению со средним по регионам;

3.  Слабость материально-технической базы организаций дополнительного образования детей, недостаточность и необеспеченность лабораторной и экспериментальной базы программ научно-технической направленности, крайне устаревшее оборудование в большинстве организаций;

4.  Необходимость разработки программ дополнительного образования детей с учетом современных направлений развития техносферы конкретных регионов, включения в них «инновационной» составляющей;

5.  Слабое нормативно-правое обеспечение техносферы системы дополнительного образования детей, отсутствие конкретных законодательных актов, методических указаний и пояснений по организации сетевого взаимодействия в деятельности учреждений дополнительного образования детей;

6.  Спорные требования существующих санитарных правил и норм к образовательным организациям в целом и учебным кабинетам в частности;

7.  Отсутствие центров детского технического творчества, созданных на базе промышленных предприятий в субъектах Российской Федерации;

8.  Неготовность педагогических кадров к разработке и реализации программ дополнительного образования детей с «инновационной» составляющей (использованием инновационного оборудования, установок и современного программного обеспечения), а также отсутствие необходимых практических знаний о состоянии и развитии техносферы региона;

9.  Дефицит квалифицированных кадров (особенно молодых специалистов), заинтересованных в работе в системе дополнительного образования детей технической направленности;

10.  Высокий уровень цен на современные научные установки и лицензионное программное обеспечение, не позволяющий большинству образовательных организаций приобретать их из собственных средств, отсутствие централизованных поставок (по аналогии с поставками для общеобразовательных организаций программного обеспечения в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»);

11.  Отсутствие мотивации детей к обучению по программ дополнительного образования детей технической направленности;

12.  Низкий уровень престижа инженерных профессий в современном обществе, обусловленный низким уровнем зарплат и, как следствие, отсутствие мотивации со стороны молодежи в их выборе;

13.  Слабый уровень открытости, позволяющий детям и молодежи получить информацию о состоянии техносферы региона в целом, а также о находящихся на территории субъекта Российской Федерации организаций дополнительного образования детей, и их возможных перспектив по окончанию обучения;

14.  Малое количество ВУЗов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, которые в дальнейшем будут разрабатывать и реализовывать программы дополнительного образования детей технической направленности;

15.  Отсутствие необходимого количества управленцев, разбирающихся в вопросах техносферы и необходимых направлениях развития системы дополнительного образования детей в рамках технической направленности. Отсутствие специалистов, имеющих опыт или необходимые знания по организации кооперации и сетевого взаимодействия между образовательной организацией и производственными организациями;

16.  Отсутствие постоянно действующего механизма обмена положительным опытом и практиками в сфере дополнительного образования детей по вопросам разработки программ технической направленности с инновационной составляющей, вопросам организации сетевого взаимодействия, вопросам повышения квалификации педагогических и руководящих кадров;

17.  Отсутствие базы для легитимного взаимодействия между организациями дополнительного образования детей и производственной инфраструктурой.

По результатам работы секций были выработаны следующие предложения:

1.  Инициировать разработку и публикацию разъяснений к Закону об образовании и Концепции развития дополнительного образования детей в части вопросов организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями и производственной инфраструктурой (включая коммерческие организации, субъекты малого и среднего бизнеса);

2.  Инициировать разработку гармонизированного нормативно-правого обеспечения развития техносферы системы дополнительного образования детей;

3.  Реализовать работы по направлению «неформального образования» и обучение детей по краткосрочным программам дополнительного образования технической направленности, привлечение детей к реализации различных проектов (как на базе образовательной организации, так и на базе производственных организаций), создание различных объединений и инициатив, направленных на «неформальное образование»;

4.  Инициировать со стороны региональных органов исполнительной власти необходимые мероприятия по развитию коопераций между образовательными организациями и организациями производственной инфраструктуры;

5.  Расширить и развивать подготовку и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров организаций дополнительного образования детей на базе ВУЗов и иных образовательных организаций;

6.  Освещать информацию о текущем состоянии и необходимости развития техносферы системы дополнительного образования детей на региональных конференциях, семинарах, форумах и средствах массовой информации;

7.  Организовывать с финансовой и организационной поддержкой Министерства образования и науки Российской Федерации и региональных органов управления образованием различные конкурсы (инновационных дополнительных образовательных программ, проведение показательных уроков, мастер-классы и т.д.) по направлениям техносферы для педагогов, позволяющие мотивировать педагогов к развитию деятельности по технической направленности;

8.  Разработать с поддержкой Министерства образования и науки Российской Федерации и утвердить минимальные требования к программам дополнительного образования детей технической направленности;

9.  Включить в программу развития дополнительного образования (в рамках реализации Концепции дополнительного образования детей) комплекс конкретных мер по развитию техносферы в части дополнительного образования детей;

10.  Создавать с финансовой и организационной поддержкой региональных органов управления образованием, методической поддержкой Министерства образования и науки Российской Федерации региональные центры открытых инноваций, работающие по направлениям развития техносферы дополнительного образования детей. В качестве одной из возможных моделей предлагается создавать такие центры на базе центров развития образования региона, как одно из его подразделений.

Башлакова Екатерина Сергеевна,

Руководитель направления образовательных проектов

АНО ГРП "Информэкспертиза"

    

    

    

    

    

 

 

 

 
МАУ ДО  "Детско-юношеский центр "Рифей"  г. Перми
614036, г. Пермь, ул. Д.Давыдова, д. 13
Тел. (342) 226-39-01, ф. 226-44-15
E-mail rifeyperm@mail.ru  
© 2012