Новости
17.10.2014. Автономная
некоммерческая организация «Группа реализации проектов
«Информэкспертиза» совместно с Федеральным государственным автономным
образовательным учреждением дополнительного профессионального
образования «Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования» и Федеральным государственным
автономным образовательным учреждением высшего профессионального
образования «Московский физико-технический институт (государственный
университет)» 16-17 октября 2014 г. на базе инновационного
территориального кластера «Физтех –
XXI» МФТИ провели межрегиональный
семинар по обсуждению развития техносферы дополнительного образования
детей, как одной из ключевых составляющих профессионального
самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию
в инновационной деятельности в сфере высоких технологий, современного
промышленного производства.
Межрегиональный
семинар проводился по заданию Министерства образования и науки
Российской Федерации в рамках проекта «Внедрение моделей развития
техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей
исследовательской, инженерной, технической и конструкторской
направленности на основе повышения квалификации тьюторов стажировочных
площадок и специалистов для обеспечения функционирования центров
открытых инноваций в рамках региональных систем дополнительного
образования детей».
В семинаре приняли
участие 82 человека из 20 субъектов Российской Федерации, включая:
• представителей
органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
• представителей
организаций, реализующих программы дополнительного образования детей;
• представителей
участников инновационных территориальных кластеров, центров молодежного
инновационного творчества, стажировочных площадок и молодежных центров.
В рамках
межрегионального семинара обсуждались вопросы:
• взаимодействия
организаций, реализующих программы дополнительного образования детей
технической и естественнонаучной направленности, с организациями,
входящими в состав участников инновационных территориальных кластеров;
• формирования и
внедрения устойчивых моделей инновационного развития образовательных
организаций системы дополнительного образования детей, включая концепцию
создания центров открытых инноваций в контексте специфики региональных
систем дополнительного образования детей;
• развитие техносферы
системы дополнительного образования детей.
С докладом об
организации исследовательской, инженерной, технической деятельности и
конструкторской направленности в региональной системе дополнительного
образования детей субъектов Российской Федерации выступили:
Щербаков Юрий
Константинович, ГБОУ «Московский городской Дворец детского (юношеского)
творчества»;
Ломоносов Антон
Владимирович, начальник управления научно-технического творчества
учащихся Федерального центра технического творчества ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»;
Талова Татьяна
Михайловна, директор МОУ ДОД «Детско-юношеский центр «ЛАД», Ярославская
область;
Колебакина Елена
Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ
ДОД «Центр юношеского научно-технического творчества», Архангельская
область.
Опыт деятельности
инновационных территориальных кластеров в сфере образования,
взаимодействия с образовательными организациями, в том числе
реализующими программы дополнительного образования детей, осветили
Воронов Артем Анатольевич, проректор по учебной работе и довузовской
подготовке ФГОУ ВПО МФТИ (координатор инновационного территориального
кластера «ФИЗТЕХ XXI» г. Долгопрудный) и Овсянникова Екатерина
Леонидовна, директор центра технологической поддержки образования ФГОУ
ВПО МФТИ "Клуб физтех-Лэнд".
В рамках семинара
концепцию создания и модели деятельности центров открытых инноваций в
региональной системе дополнительного образования детей представили
Кашицин Владимир Петрович, заместитель генерального директора АНО ГРП
«Информэкспертиза», эксперт проекта, и Чернояров Алексей Валерьевич,
руководитель направления АНО ГРП «Информэкспертиза».
Ректор
Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской
области «Институт развития образования», заслуженный учитель Российской
Федерации, доктор педагогических наук, профессор Золотарева Ангелина
Викторовна выступила с докладом о концепции развития техносферы
деятельности учреждений дополнительного образования исследовательской,
инженерной, технической и конструкторской направленности как механизма
социализации детей в рамках региональных систем дополнительного
образования детей.
О повышении
квалификации тьюторов стажировочных площадок по вопросам обеспечения
деятельности центров открытых инноваций в региональной системе
дополнительного образования детей рассказала Логинова Лариса
Геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
педагогики и психологии ФГАОУ АПК и ППРО, эксперт проекта. На семинаре
была представлена модульная программа повышения квалификации
специалистов в области дополнительного образования детей по вопросам
создания условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ,
направленных на формирование инновационного и предпринимательского
мышления учащихся.
В рамках работы
секций семинара участники обсудили концепцию создания центров открытых
инноваций в региональной системе дополнительного образования детей в
контексте развития техносферы дополнительного образования детей и
выявили ряд проблем:
1.
Существующие ограничения со стороны законодательства (Федеральный закон
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской
Федерации") прямого взаимодействия между производственными и
образовательными организациями в рамках обучения детей в рамках
реализации программ дополнительного образования технической
направленности;
2.
Недостаточное финансирование и субсидирование со стороны государственных
и региональных органов управления деятельности системы дополнительного
образования детей, низкий уровень оплаты труда педагогов по сравнению со
средним по регионам;
3.
Слабость материально-технической базы организаций дополнительного
образования детей, недостаточность и необеспеченность лабораторной и
экспериментальной базы программ научно-технической направленности,
крайне устаревшее оборудование в большинстве организаций;
4.
Необходимость разработки программ дополнительного образования детей с
учетом современных направлений развития техносферы конкретных регионов,
включения в них «инновационной» составляющей;
5.
Слабое нормативно-правое обеспечение техносферы системы дополнительного
образования детей, отсутствие конкретных законодательных актов,
методических указаний и пояснений по организации сетевого взаимодействия
в деятельности учреждений дополнительного образования детей;
6.
Спорные требования существующих санитарных правил и норм к
образовательным организациям в целом и учебным кабинетам в частности;
7.
Отсутствие центров детского технического творчества, созданных на базе
промышленных предприятий в субъектах Российской Федерации;
8.
Неготовность педагогических кадров к разработке и реализации программ
дополнительного образования детей с «инновационной» составляющей
(использованием инновационного оборудования, установок и современного
программного обеспечения), а также отсутствие необходимых практических
знаний о состоянии и развитии техносферы региона;
9.
Дефицит квалифицированных кадров (особенно молодых специалистов),
заинтересованных в работе в системе дополнительного образования детей
технической направленности;
10.
Высокий уровень цен на современные научные установки и лицензионное
программное обеспечение, не позволяющий большинству образовательных
организаций приобретать их из собственных средств, отсутствие
централизованных поставок (по аналогии с поставками для
общеобразовательных организаций программного обеспечения в рамках
Приоритетного национального проекта «Образование»);
11.
Отсутствие мотивации детей к обучению по программ дополнительного
образования детей технической направленности;
12.
Низкий уровень престижа инженерных профессий в современном обществе,
обусловленный низким уровнем зарплат и, как следствие, отсутствие
мотивации со стороны молодежи в их выборе;
13.
Слабый уровень открытости, позволяющий детям и молодежи получить
информацию о состоянии техносферы региона в целом, а также о находящихся
на территории субъекта Российской Федерации организаций дополнительного
образования детей, и их возможных перспектив по окончанию обучения;
14.
Малое количество ВУЗов, осуществляющих подготовку педагогических кадров,
которые в дальнейшем будут разрабатывать и реализовывать программы
дополнительного образования детей технической направленности;
15.
Отсутствие необходимого количества управленцев, разбирающихся в вопросах
техносферы и необходимых направлениях развития системы дополнительного
образования детей в рамках технической направленности. Отсутствие
специалистов, имеющих опыт или необходимые знания по организации
кооперации и сетевого взаимодействия между образовательной организацией
и производственными организациями;
16.
Отсутствие постоянно действующего механизма обмена положительным опытом
и практиками в сфере дополнительного образования детей по вопросам
разработки программ технической направленности с инновационной
составляющей, вопросам организации сетевого взаимодействия, вопросам
повышения квалификации педагогических и руководящих кадров;
17.
Отсутствие базы для легитимного взаимодействия между организациями
дополнительного образования детей и производственной инфраструктурой.
По результатам работы секций были выработаны следующие предложения:
1.
Инициировать разработку и публикацию разъяснений к Закону об образовании
и Концепции развития дополнительного образования детей в части вопросов
организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями
и производственной инфраструктурой (включая коммерческие организации,
субъекты малого и среднего бизнеса);
2.
Инициировать разработку гармонизированного нормативно-правого
обеспечения развития техносферы системы дополнительного образования
детей;
3.
Реализовать работы по направлению «неформального образования» и обучение
детей по краткосрочным программам дополнительного образования
технической направленности, привлечение детей к реализации различных
проектов (как на базе образовательной организации, так и на базе
производственных организаций), создание различных объединений и
инициатив, направленных на «неформальное образование»;
4.
Инициировать со стороны региональных органов исполнительной власти
необходимые мероприятия по развитию коопераций между образовательными
организациями и организациями производственной инфраструктуры;
5.
Расширить и развивать подготовку и повышение квалификации педагогических
и управленческих кадров организаций дополнительного образования детей на
базе ВУЗов и иных образовательных организаций;
6.
Освещать информацию о текущем состоянии и необходимости развития
техносферы системы дополнительного образования детей на региональных
конференциях, семинарах, форумах и средствах массовой информации;
7.
Организовывать с финансовой и организационной поддержкой Министерства
образования и науки Российской Федерации и региональных органов
управления образованием различные конкурсы (инновационных дополнительных
образовательных программ, проведение показательных уроков, мастер-классы
и т.д.) по направлениям техносферы для педагогов, позволяющие
мотивировать педагогов к развитию деятельности по технической
направленности;
8.
Разработать с поддержкой Министерства образования и науки Российской
Федерации и утвердить минимальные требования к программам
дополнительного образования детей технической направленности;
9.
Включить в программу развития дополнительного образования (в рамках
реализации Концепции дополнительного образования детей) комплекс
конкретных мер по развитию техносферы в части дополнительного
образования детей;
10.
Создавать с финансовой и организационной поддержкой региональных органов
управления образованием, методической поддержкой Министерства
образования и науки Российской Федерации региональные центры открытых
инноваций, работающие по направлениям развития техносферы
дополнительного образования детей. В качестве одной из возможных моделей
предлагается создавать такие центры на базе центров развития образования
региона, как одно из его подразделений.
Башлакова Екатерина
Сергеевна,
Руководитель
направления образовательных проектов
АНО ГРП
"Информэкспертиза"
|